Круглый стол

“Технологии и пожилые: как реагирует рынок в условиях коронавируса”

Фонд 60+ в рамках проекта Vozrastech провел онлайн-круглый стол по технологиям для старшего поколения.

В текущей ситуации пожилые не только подвержены наиболее высокому риску из-за самого вируса. Требования по самоизоляции больше всего влияют именно на жизнь людей в возрасте, и только помощь технологий позволяет исправить ситуацию. Специализированных решений для старшего поколения (AgeTech) на нашем рынке очень мало, но, тем не менее, можно найти доступные варианты – старшее поколение, в условиях эпидемии оставаясь дома, может использовать технологические решения для коммуникаций, мониторинга здоровья, помощи в быту и занятий.

На круглом столе участники рынка — операторы рынка ухода, представители операторов связи, телемедицинских, ИТ-компании обсудили происходящее и перспективы. Мероприятие прошло при поддержке РБК Санкт-Петербург и НАСО. 

Бриф по круглому столу

  • Лидер – коммуникации. По словам Вадима Бараусова, основателя проекта Vozrastech и директора Фонда 60+, в первую очередь в условиях пандемии на рынке заметен массовый переход к решениям для обеспечения коммуникаций — как в бизнес-сегменте стационарного и надомного обслуживания (коммуникации между персоналом, с клиентами, родственниками клиентов, врачами и пр.), так и при контактах самих пожилых и их родственников. Для этого используются как мессенджеры соцсетей, так и специализированные коммуникационные программы. 
  • Взлет онлайн-магазинов/доставки. Второй сегмент, который старшее поколение «открыло» из-за коронавируса, это приобретение продуктов и товаров через Интернет. Как отмечал управляющий сервиса доставки iGooods.ru Григорий Кунис, «особенности заказов от возрастной аудитории это небольшой чек, ограниченный набор продуктов, повторяемость корзины от заказа к заказу, регулярность заказов и приверженность к наиболее популярным сетям».
  • Ограниченное предложение. Если на зарубежных рынках из-за распространения вируса наблюдается резкий рост спроса на B2B-решения, то в нашей стране ситуация другая. Как объясняет Олег Товпеко, генеральный директор пансионата «100плюс», в России мало компаний, занимающихся созданием каких-либо платформ/сервисов, которые работают для пансионатов для пожилых или надомного ухода. По словам Олега, в его пансионате создана собственная система автоматизации, которая собирает данные о состоянии пожилого человека из внутренних источников, и через API может быть интегрирована с сторонними системами, например, лабораториями. 
  • Важность интегрированных систем. При коронавирусе автоматизация работы поставщика социальных услуг позволяет оперативно отслеживать информацию по состоянию пожилых подопечных и персонала, реагируя на изменения показателей жизнедеятельности и поведения, принимая превентивные меры. Такие системы могут быть подключены к носимым устройствам, датчикам движения, тепловизорам и др.  Как отмечает Алексей Маврин, председатель совета Группы компаний «Опека» очень важно думать не только о том, чтобы справиться с текущей ситуацией и с том, чтобы задумываться о будущем. 
  • Долгосрочный спрос на технологии. Автоматизация будет нужна компаниям, занимающимся уходом и после окончания эпидемии. Например, вложения в IT, по мнению экспертов, помогут повысить эффективность работы персонала и справиться с его возможной нехваткой. В различных странах число специализированных цифровых сервисов и устройств для пожилых уже исчисляется сотнями и их внедрение идет как в частном, так и государственных сегментах. Алексей Маврин описывает ситуацию с предложением решений по автоматизации так: «пока никто к нам не приходил, нового решения не предлагал».
  • Зависимость от квалификации персонала. Заметным фактором, помогающим повысить эффективность использования AgeTech, участники круглого стола назвали  вопрос быстрого обучения новым технологиям специалистов, работающих с пожилыми. «Люди должны уметь и хотеть применять новые технологии, подключать свою смекалку в том, как те или иные гаджеты и сервисы можно применять именно для пожилых», – говорит Олег Товпеко.  Мотивация должна быть направлена на повышение заинтересованности персонала в использовании новых технологий. 
  • Необходимость подключить пожилую аудиторию. «Вопрос не в том, какую технологию выбрать — это требует тестирования какие лучше, дешевле и пр., вопрос в том, как мы можем внедрить, кто будет проводником технологий», – считает Дмитрий Романов, CEO сервиса «Помогуру». Проблема обеспечения подключенности пожилых людей к цифровым сервисам обострилась в условиях самоизоляции. Эксперты видят в качестве проводников технологий операторов рынка ухода, операторов связи, компании с развитой сетью (Почта России и др.)
  • Ликвидация цифрового неравенства. Ключевая часть решения текущих проблем — это информирование и обучение пожилых людей использованию технологий. Максим Иконников, Коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2, рассказал о примерах проведенных кампаний, направленных как раз на ликвидацию цифрового неравенства. «Аудитория 55+ – это люди, у которых уникальная модель потребления. Самая распространенная модель телефона у них — это кнопочная Nokia. Постепенно в тройку-пятерку лидеров заходят телефоны из категории «смартфон». Мы видим, что этим клиентам, хочется потреблять услуги более высокого уровня, чем голос и SMS», –  говорит Максим о пожилой возрастной группе. Большая информированность и рост доступности современных смартфонов, планшетов, голосовых колонок, использующих мобильный интернет/WiFi, ведет к резкому росту трафика, при этом старшее поколение использует все более широкий набор сервисов и приложений.
  • Перспективная телемедицина. Проблемы со здоровьем старшего поколения определяют рост спроса на использование телемедицинских технологий. Эпидемия дала толчок распространению этого вида услуг, в том числе в формате бесплатных предложений для пожилых. «Оказывать удаленную помощь пожилым можно уже сейчас. Помимо консультаций можно делать интеграцию с медицинскими приборами — тонометрами, аппаратами ЭКГ и другими.  В условиях самоизоляции также важен формат психологической помощи», – считает Денис Юдчиц, генеральный директор компании «Мобильные Медицинские Технологии». Участники обратили внимание на то, что сообщество отреагировало на текущую пандемию рядом инициатив по развитию телемедицины, призванных дать доступ к этим услугам максимальной аудитории. Реализация этих инициатив сейчас зависит от решений государства по регулированию сегмента.
  • Финансовый вопрос. Тема развития технологий для пожилых связана с государством и на уровне финансирования. «У нас только государство может себе позволить тратить ресурсы, не считаясь с результатом, исходя из политических соображений. Вопрос источника платежеспособного спроса: кто будет платить?!», – говорит Евгений Якушев, Председатель совета Национальной ассоциации участников социального обслуживания. Технологические компании и стартапы сейчас активно развивают различные проекты, которые могут востребованы в условиях коронавируса. Текущим решением может быть грантовое финансирование.  
    •  

Выводы

  • В условиях коронавируса технологии являются эффективным инструментом, повышающим качество жизни пожилых людей прямо сейчас. Решение вопросов подключенности, цифрового неравенства, ограниченного предложения технологий, автоматизации работы операторов рынка ухода, регулирования применения и финансирования технологий даст рынку дополнительные возможности для роста.
  • По мнению экспертов, важным элементом развития AgeTech является и создание площадки для идей, обмена информацией, создания инфраструктуры для инноваций, над чем работает проект Vozrastech совместно с другими участниками рынка. 

Контакты

Вадим Бараусов
+7 921 932 64 16
v.barausov@fund60plus.ru